Детский сад №2 город Лангепас

Игры и упражнения для сенсорного развития малышей.

 Для всех кто идет рядом с малышом, прислушивается к нему и помогает развиваться.

Дорогие родители! Скажите, остановился ли ваш взгляд на книге, пособии, или статье с названием «Сенсомоторное развитие ребенка»? Скорее всего, нет, а ведь это именно, то, что вам нужно. Это так просто. Сенсо – чувство, моторика – движение. Вы хотите, чтобы лицо вашего малыша радостно сияло, музыка радовало его слух, произведение искусства радовало глаз, тело было эластичным, а руки ловкими и умелыми? Конечно, да. Мои рекомендации об этом. Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас -  красивее талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать вас, удивлять и восхищать. До самореализации – долгий  путь, но есть один короткий и очень важный – детство.

Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный оббьем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», - писал Лев Николаевич Толстой. Путь дошкольника очень ответственный он трудный и радостный, где  много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия человека. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельнее значение, так как полноценное восприятие необходимо для и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Чтобы хорошо учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, оббьем, размер, у ребенка должно быть не только хорошо развиты окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Чтобы познакомить с каким - то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, ваш малыш должен быть уже моторно готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не может и ощутить его. Значит, если мы научим руку ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное тем быстрее они станут умелыми. Все это, безусловно, облегчает развитие и обучение ваших детей. Одна из главных наших задач  - дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения. Важно чтобы ваши занятия были обогащены развивающей предметной средой. Разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.

Содержащие рекомендации по сенсорному восприятию не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и вполне доступны для реализации в домашних условиях.

Следует помнить, что задания должны представлять посильную трудность для ребят. Только в этом случае обучение станет развивающим.

Учите детей более тонко различать форму, цвет, величину предметов, а также фактуру, массу, звучание, количественное отношение деталей, положение в пространстве. Совершенствуйте умение собирать одноцветные пирамидки, а затем и разноцветные из 4-5 колец, располагая их в порядке уменьшения; из шаров, кубов одного размера; составляйте башенки из трех одноцветных последовательно уменьшающихся деталей (кубы, конусы, цилиндры и пр.), учите разбирать и собирать трех местную матрешку, совмещая рисунок на ее верхней нижней частях. Развивайте координацию движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

«Занимательная коробка»

С помощью этой  игры взрослый продолжает знакомить с предметами разной величины. Учит соотносить детали. Осуществлять выбор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше,  маленький). Учит действовать по словесной инструкции.

Материал. «Занимательная коробка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7, 5, 3см.) и круглые (диаметр 7, 5,3 см.); кубики (6,4, 2 см.), а также шарики (диаметр 6,4,2 см.)

Ход игры. Взрослый обращает внимание ребенка на кубики и шарики разной величины, предлагает выложить их в «занимательную коробку», а для этого надо отделить кубики от шариков. Дети выбирают фигуры, произвольно ориентируясь в их величине: маленький предмет могут опустить в любое отверстие; предмет среднего размера – в большое или среднее отверстие; а большой предмет – только в самое большое отверстие. Так дети учатся не только соотносить предметы по величине, но и выполнять это действие более рациональными способами.

«Цветной разборный шарик»

Цель. Закреплять умение соотносить предметы по величине. Развивать более тонкое зрительное восприятие при совмещении деталей. Совершенствовать моторику пальцев, координацию движения рук.

Материал. Цветной или расписной разборный шарик (яйцо) диаметром 8-10 см, вмещающий один неразборный предмет.

Ход игры. Взрослый обращает  внимание на цвет и яркость игрушек, на то, что они могут катиться и звучать. «Внутри что-то лежит. Посмотрим» – и вынимает меньший предмет. Ребенок выполняет те же действия. Во время занятия дети собирают, рассматривают предмет, находящийся в нутрии шарика, прокручивают, половинки, так чтобы части узора совместились.

«Разноцветные бусы»

Цель. Учить подбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесной инструкции. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при нанизывании шариков.

Советы для родителей: дайте своему ребенку карандаш как можно раньше, давайте цветные карандаши. Он, конечно же, начнет малевать, где попало. Для вас это каракули, а для него это самовыражение. Тренируйте левую руку как правую. Каждый может развивать одинаково и правую и левую руку, тренировка пальцев в раннем детстве будет способствовать развитию интеллекта. 

Уважаемые родители! Я надеюсь, что вы с волнением и радостью встретите первые шаги сенсорного развития вашего ребенка. Вместе с вами ему легче будет идти в познание мира. Поддерживайте его.

Материал подготовила

 Горбанева Вера Александровна.

 

20 декабря 2013 в 14:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.