Детский сад №2 город Лангепас

Экспериментирование с раннего возраста

 Вниманию родителей предлагаются игры-занятия с элементами экспериментирования (для детей 2лет 9 месяцев – 3лет 6 месяцев).

Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же ведет он себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое; например, повязали новый бант или надели кукле другое платье. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять ее в руки, рассмотреть. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение  нового персонажа, подолгу рассматривает его, прежде чем протягивает к нему руки. Все это говорит о том, что у ребенка уже на первом году жизни возникает ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности.

К концу третьего года жизни малыша в его познавательном развитии создаются предпосылки к качественно новому этапу освоение окружающего. От чисто внешней, эмоциональной стороны в приобретении сведений об окружающем ребенок переходит к накоплению более содержательных знаний, раскрывающих какие-то внутренние закономерности. Последние приобретаются аналитически посредством, наблюдений, экспериментов, усвоения причинно следственных связей в окружающем мире. Например: светит солнышко, значит тепло; идет дождь, значит сыро; пошел снег пришла зима, стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, нужно тепло одеваться, чтобы не замерзнуть и т.п.

Ребенку интересно наблюдать изменения в предметах и явлениях на протяжения какого-то временного периода. Велика роль взрослого в появлении первых умозаключений. Как бы ни были элементарные первые знания, они являются стержневыми в познании окружающего мира, ими обогащается раннее детство.

Одним из приемов активизации интереса к окружающему является практическое экспериментирование. Во-первых, оно происходит как деятельность. Например, ребенок заливает воду в формочки, чтобы на морозе в них образовались цветные фигурки; или экспериментирует с различными по материалу и массе предметами (деревянная лодочка, бумажный кораблик, пластмассовая рыбка, железный шарик и т.п.), опуская их в воду. Во-вторых, ребенок, накапливает опыт и начинает прогнозировать результат своих действий. В-третьих, он переноси опыт деятельности по обнаружению скрытых свойств предметов в новую ситуацию. Эту деятельность ребенка с полным можно назвать экспериментированием.

Надеюсь, родители малышей откроют для себя много нового, познакомится с играми, которые можно организовать в домашних условиях.  

«Водичка-водичка»

Цель. Закрепить первоначальные представление  о неживой природы, в частности о воде  (прозрачная, течет, льется, журчит; нужна всем  - и животным, и людям и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Используются игры с водой для оздоровления детей, подчеркнуть целительные свойства воды.

Ход игры. Разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Проговаривая потешку «Водичка-водичка умой мое личико». Взрослый льет воду медленно, давая ребенку возможность почувствовать слова «вода прозрачная, течет». Так же можно разлить воду в стаканчики, сопровождая действиями: прозрачная, журчит, булькает.  

Коробочки с секретом. Для этого подойдут коробочки с различными затворами. Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький предмет. Задача родителя: вызвать желание открыть коробочку, извлечь "секрет".

Погремушки из бутылок.Они изготавливаются из бутылок для витаминов, наполненных разным материалом: бумагой, пуговицами, крупой, камешками, песком, монетками. Получаются очень интересные погремушки.

Волшебный мешочек. Понадобиться небольшой мешочек из непрозрачной ткани. Задача родителя: ребёнок опустив руку в мешочек, должен достать один предмет и описать его. Усложнение: "достань куколку", "достань чашку"; или найти предмет с конкретными свойствами: "достань что-нибудь мягкое, твёрдое, круглое".

Тонут - не тонут.Понадобиться ёмкость с водой и предметы из разных материалов:

1. Металл (ложка или кусочек железа).Ребенок  держат металл в руках и определяет, что он тяжёлый, если опустить его в воду, то он тонет.

2. Дерево. За деревом вы можете наблюдать в течение дня, и делаем вывод, что оно постепенно впитывает в себя воду и тонет.

3. Пластмасса - любые предметы или шары. Вместе с детьми определите, что шары сделаны из пластмассы, что они лёгкие и в воде не тонут. Вылавливаем шары сачками и раскладываем в корзинки по цветам.

4. Ткань - кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду. Вывод: впитав воду, ткань тонет.

5. Бумага и картон -разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краёв, быстрее или медленнее.

Игры с песком. Изучайте песок в любое время года, так как в городе  есть песочный дворик. Во-первых, изучайте сухой и мокрый песок. Сухой песок сыплется, а из мокрого можно лепить.

Любопытство ребенка –важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для умственного и интеллектуального развития. Поэтому очень важно не упустить возникший интерес. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиваться в способности, но во всяком случае у него должен быть шанс развить их.

Уважаемые родители попробуйте и у вас все получится.

Материал подготовила

Горбанева Вера Александровна

20 декабря 2013 в 14:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.