Детский сад №2 город Лангепас
Лекторий для родителей (консультирование с элементами практикума) «Создание условий в семье для развития художественно- творческой деятельности».Большинство из нас уже забыло о той радости, которое нам приносило рисование в детские годы. Мы, взрослые, даже представить себе не можем, как много смысла порой вкладывает ребенок в свой рисунок. Т. Н. Доронова пишет: искусство для ребенка не только средство самовыражения и самопознания. С помощью красок он иногда переиначивает мир по желаемому образцу. Чтобы научить ребенка рисовать, конечно же, не достаточно дать ему карандаш или кисть - важно показать, как с их помощью изобразить самые разные предметы и явления. Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно еще и печатать - делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук, ног и пальчиков. После таких нетрадиционных занятий, дети получают заряд новых впечатлений. Ведь рисовать кистью это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок - это другое, необычное для детского творчества. Возможно, приемы нетрадиционной техники рисования покажутся необычными, но необычность в том и состоит, что не только дети, но и взрослые, не умеющие рисовать, быстро и охотно обучаются. Обучение детей технике рисования, пониманию свойств материалов, их выразительных возможностей обогатит рисунки детей, позволит получить разнообразные решения изображения одного и того же предмета, явления. Чтобы ребенок был свободен в творчестве, его следует научить применять на практике различные, порой необычные приемы работы с разными материалами. Очень важно в работе с детьми использовать игровые приемы, обыгрывание различных предметов. Например, ребенку предлагается ключ от машины, просят его отрыть машину и прокатиться. Ребенок в недоумении смотрит на белый лист бумаги, потом берет карандаш и сначала нерешительно, потом увереннее рисует машину и дорогу. Фантики, свернутые в кулечки – клоунские колпачки, дело за пустяком – надеть эти колпачки на клоунов, которых надо вылепить. Пружинки – хвостики мышей, к хвосту уже ничего не стоит сделать туловище мышки. Бусинки – это глаза, а остальное надо вылепить. Деталь возбуждает воображение. Снимает страх перед объемом работы. Главным в работе с детьми, считает Е. Г. Макарова, является закон преображения, где «все может стать всем, все годится для всего, всем можно заменить все». Расширяйте кругозор детей и обогащайте впечатления в процессе наблюдений, рассматривая произведения изобразительного искусства, и образцы нетрадиционной и техники рисования. Знакомьте детей со свойствами и качествами разнообразных предметов, из которых можно изготовить материал для ваших необычных занятий. Прогулка является неотъемлемой частью для последующих занятий, например, собираем листья, наблюдаем за птицами, рассматривание ветки ёлки. Методы и приёмы при использовании нетрадиционных техник рисования Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому я хочу убедить родителей, чтобы у них не было пренебрежения, боязни, что ребенок обольется водой или запачкается красками. Для этого нужно лишь подготовить рабочее место и подобрать специальную одежду. Рабочая одежда нравится детям и сразу же настраивает их на рабочий лад. Я уверяю родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к рисованию в кругу семьи. А игры с красками, водой и бумагой - очень интересны и даже полезны. Они развивают глаз и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор. Вскоре вы будете радоваться успехам своего малыша. Потенциал творческих возможностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации. Чтобы он стал находчивым и изобретательным. Именно такой человек способен легко перенести все невзгоды, трудности и не будет зависеть от обстоятельств. Дети дошкольники еще не знают, на что они способны. Вот почему наш долг - максимально использовать их эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному, их тягу к открытиям для развития их творческих способностей во всех видах деятельности, а в изобразительной - особенно, так как это самый доступный и любимый вид занятий у детей. Рисование, аппликация, конструирование для детей не просто забава-это радостный, творческий, вдохновенный труд. Чтобы не иссякало ощущение счастья творчества, каждому ребенку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности. И если из ребенка не вырастет художник, то в нем непременно разовьется человек, способный, как истинный художник, внимательно замечать все, что происходит вокруг него и обостренно реагировать на жизнь. Постепенное накопление у детей запаса представлений составит базу для работы воображения. Однако воображение не простая сумма представлений. Представления обычно изменяются, комбинируются, складываются в новые образы. Чем богаче образы представления у детей, тем богаче и разнообразнее будут замыслы. Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми. И в этом плане помогают разнообразные игры, сказки, произведения художественной литературы. Полезны и специальные упражнения - словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур. Одним словом, изобразительная деятельность ребенка должна основываться на впечатлениях об окружающей действительности. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой изобразительной деятельности. А все это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого, не может быть творчества в какой бы то ни было художественной деятельности. Практическая работа по использованию нетрадиционных видов изо деятельности Чтобы научить ребенка рисовать, конечно же, не достаточно дать ему карандаш или кисть - важно показать, как с их помощью изобразить самые разные предметы и явления. Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно еще и печатать - делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук, ног и пальчиков. После таких нетрадиционных занятий, дети получают заряд новых впечатлений. Ведь рисовать кистью это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок - это другое, необычное для детского творчества. Возможно, приемы нетрадиционной техники рисования покажутся необычными, но необычность в том и состоит, что не только дети, но и взрослые, не умеющие рисовать, быстро и охотно обучаются. Обучение детей технике рисования, пониманию свойств материалов, их выразительных возможностей обогатит рисунки детей, позволит получить разнообразные решения изображения одного и того же предмета, явления. Чтобы ребенок был свободен в творчестве, его следует научить применять на практике различные, порой необычные приемы работы с разными материалами. «Сама деятельность родителей и воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком взрослого и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном изображении. (В. Косминская). Наблюдения за процессом рисования побуждает у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои изобразительные навыки. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования. Рассмотрим некоторые широко известные нетрадиционные техники рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми. ПЕЧАТКА - эта техника позволяет младшему дошкольнику многократно изображать один и тот же предмет, составлять из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, пригласительные билеты, салфетки. Дети младшей и средней группы рисуют несложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали. Формы печаток можно разделить на два вида: предметные и геометрические. Предметные - изображения цветов, птиц, животных и др. Геометрические выполняются в форме круга, треугольника, ромба, овала и других геометрических фигур. Вначале необходимо изготовить печатки сделать это можно по-разному: 1. Штампы и печатки несложно сделать из овощей: картофеля, моркови. Овощ разрезается по меньшему диаметру и на гладкий срез шариковой ручкой наносится нужный для печати рисунок, затем мякоть аккуратно срезается по контуру рисунка. Рельеф должен быть отдаленным от фона на 1-1, 5см. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к бумаге. Для каждого нового оттиска на поверхность формы нужно снова наносить краску. В качестве штампов используется различный подручный материал: катушки от ниток, коробочки, пенопласт, резиновый ластик, бутылочные пробки. 2. В качестве печаток можно использовать листья красивых форм. Сухие листья, с объемной стороны прокрашивают густой гуашью и осторожно укладывают накрашенной стороной на бумагу. (Приложение 1) ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ - Очень простая техника рисования. Детям младшего дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную способность детей. Пальчиковый прием помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель, ее свойства вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка. Гуашевые краски наливают в плоские тарелочки, обмакивают пальцы и рисуют. (Приложение 2) ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ - Очень интересный игровой прием. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Можно дополнить деталями, нарисованными кистью, фломастером, ручкой. В оттисках ладони со сжатыми или раскрытыми пальцами видны изображения рыбки, петушка, перчаток, солнца (если их прикладывать по кругу, павлина и др. Если предложить ребенку сложить руки ладошка к ладошке и торцевую сторону ладошек окунуть в краску, а затем приложить к бумаге, то получится ствол дерева. После того, набрав зеленую краску на ладонь, приложить ее на бумагу поверх ствола, получится дерево с кудрявой кроной. Если закрасить ладошку и два пальца – указательный и безымянный, то получится отпечаток-портрет зайчика. Удивительные, фантастические образы получаются из обведенных фломастером ладошек с подрисованными элементами. Особенно интересны изображения диковинных птиц, рыб, растений, украшенные узорами с помощью разноцветных фломастеров. Материалы: гуашь, плоские тарелочки с губкой, таз с водой для мытья рук и салфетки для вытирания рук. (Приложение 3) МОНОТИПИЯ – одна из наиболее распространенных и простейших техник. Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть. Лист бумаги складывают пополам. На одну из половин листа наносят яркие пятна жидкой краской, затем вторую половину прижимают к первой, тщательно разглаживают в разные стороны и разворачивают лист. На развороте получается зеркальное изображение (симметричное изображение). Остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Узоры могут вызвать ассоциации с цветами, рыбами, с облаками. Способом симметричного оттиска можно выполнить рисунки «Бабочка», «Матрешка», «Бой петухов», «Цветы в вазе», и т. п. Материалы: гуашь или акварель, белая или черная бумага, ТАМПОНИРОВАНИЕ - увлекательная техника! Для ее применения необходим тампон из марли, внутри которой вата или поролон. Легким прикосновением к бумаге, после того как набрали краску на тампон, дети будут рисовать что–ни будь пушистое, легкое, воздушное. (облако, одуванчики, сугробы, волны на море, и др.) Отпечаток, состоящий из мелких пятен, создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки с едва распустившимися листочками, и шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных деревьев. При помощи больших тампонов можно нарисовать пушистых животных, птиц и др., дорисовывая затем нужные мелкие детали. Материалы: тампон, гуашь, альбомный лист. МЕТОД ТЫЧКА - увлекательный способ рисования. При рисовании этим способом, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой, подрезанной на2-3мм. Самое главное - кисть не нужно окунать в воду перед началом рисования. Она должна быть сухой. При нанесении тычка кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы, называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, лапы, нос, усы и др.) дорисовывают дети концом тонкой кисти. Или же им помогает воспитатель. Данную технику можно применять при изготовлении приглашений на праздник или подарков. Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей. Материалы: альбомный лист, гуашь, жесткая подрезанная кисть. ФОТОКОПИЯ (Рисование свечой) Этот способ издавна использовался народными мастерами при расписывании пасхальных яиц. Суть техники в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Наносят свечой рисунок, заполняя поверхность листа. Данная тема интересна своей необычайностью, не традиционностью. Нетрадиционные способы изо деятельности приобретают все большее значение в формировании творческих способностей у детей, их воображения. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. «Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяет развить эти способности вовремя» (О. Белобрыкина) Именно поэтому рекомендуется использовать в работе нетрадиционные способы рисования. Целенаправленное руководство со стороны взрослого способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков. Каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, возможно, разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности. Таким образом, наше гипотетическое предположение – если родителям создать условия в семье для художественно – творческой деятельности детей, использовать разнообразные методы и приемы, предложенные на лектории, у детей с большей силой развивается художественный вкус, разносторонние возможности творчества, инициатива, эмоционально-волевая среда. Обогащается внутренний мир ребенка, его видение окружающей действительности. 20 декабря 2013 в 14:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.